|
|
|
Испытывать всё,
что только можно измерять, взвешивать, определять
вычислением.
М.В.Ломоносов |
Научные исследования Ломоносова по химии
и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении
вещества.
Ломоносов задумал написать большую
“корпускулярную философию” — трактат, объединяющий в одно стройное целое
всю физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений.
В произведении «Размышления о причине теплоты и холода»
(1744 г.) Ломоносов показал, что теплота
-
это не особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц
(«корпускул»), которое прекращается лишь при достижении «низшего градуса
холода» (так он называл температуру абсолютного нуля).
|
|
|
|
В своей лаборатории Ломоносов заложил основы и развивал
новую область естествознания
—
физическую химию.
Теоретическая
химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики.
«Физическая химия, — писал он, —
есть наука, объясняющая на
основании положений и опытов физики то, что происходит в
смешанных телах при химических операциях... Химия моя
физическая». В 1752-1753 гг. Ломоносов прочитал
студентам курс
«Введение в истинную физическую химию», сопровождавшийся
демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил
обширную программу исследований свойств растворов. Сохранились
полученные им данные о растворимости солей в воде при различных
температурах, об охлаждении растворов с записью хода падения температуры
со временем. Ломоносов разработал приборы для физических исследований
химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя
преломления, прибор для определения твердости образцов).
|
|
|
Подводя итог своим многочисленным
исследованиям, в 1760 г. Ломоносов предложил общую формулировку
закона сохранения энергии, имевший для развития науки такое же
огромное значение, как теория относительности:
«...все перемены, в натуре
случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела
отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный
закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей
силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому,
которое от него движение получает». Ломоносов считал законы
сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки
аксиомами естествознания. |
|
|
С химическими
исследованиями Ломоносова тесно связано создание русского
мозаичного производства. М. В. Ломоносов первым заявляет о
необходимости знания химии для создания стёкол.
В течение нескольких лет он произвёл тысячи
опытов, чтобы получить непрозрачные окрашенные стекловидные
массы для мозаик. Смальты для мозаик изготовлялись вначале в
лаборатории, а затем на специальной фабрике, построенной близ
Усть-Рудицы (1753г.). Впоследствии Ломоносов устроил мозаичную
мастерскую во дворе своего дома на берегу Мойки.
Множество разнообразно
окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма
ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве
включений, влиявших на цветность (ныне применяющиеся с этой
целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в
то время) — очень искусно варьируя приёмы химической обработки в
восстановительных и окислительных условиях при изменении состава
стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других
веществ.
Богатейшие
красные тона получены в результате добавки меди для смальт.
Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не
всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для
получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки
мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества
ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных
красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось
получить.
Самая большая мозаика
«Полтавская баталия» была закончена поздней осенью 1764 года. Во
время приезда в том же году в мастерскую на Мойке австрийского
посола для осмотра «Полтавской баталии», М. В. Ломоносова
вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не
позволяла ему ходить.
После завершения этой работы М.
В. Ломоносов начал немногим меньшую картину для мозаичного панно
«Покорение Азова в 1696 году», но его кончина в следующем году
прервала работу.
|
|
|